вторник, 13 декабря 2011 г.

Италия 2011 - День 10. Панарея - Стромболи.

Начало - День 9. Салина - Панарея

20.10 - День 10. Панарея - Стромболи.

Стромболи.
Это так, для затравки. Там мы будем вечером. А пока мы всё еще на Панарее. Раннее утро.

Восход на Панареи.
Утром я сразу иду плавать. Что это за хождение на яхте когда утром невозможно поплавать в море. Пока плаваю, ишю остатки вчерашнего буйка под водой. Просто от нечего делать. Их не нахожу, зато вижу прозрачную рыбу. Увидел её совсем случайно. Она лежала прямо на дне и пошевельнулась как раз когда я смотрел в ту сторону. Интересно, никогда таких не видел. Кстати, насчёт прозрачных водных животных. Когда мы собирались залазить в море в первый раз за это путешествие, кажется это было на Вулкано, народ заметил в воде мелких медуз. Тут же кто то вспомнил что ему кот то показывал этих медуз и говорил что они ужасно ядовитые. После долгих поисков, в каюте был найден гайд по местным водам. А в гайде - картинки местных медуз с описаниями. Про этих мелких медуз было написано что "жгут немного". После этого все (как минимум я) спокойно купались в море.

После утреннего купания мы выходим в море. Наш курс - Стромболи. Для тех кому лень идти по линку - Стромболи это мелкий островок с действующим вулканом. Да действующим, причём постоянно. Извержение там никогда не прекращаться. И мы собираемся подняться на самую вершину. Безумству храбрых поём мы песню. На самом деле всё не так страшно. Ну а пока мы плывём по ровному морю и любуемся природой вокруг.

Немцы всё еще стоят на буйке

Коллекция морских трупиков. Круглые - это скелеты морских ежей.

Панарея остаётся позади.

Через пару часов Стромболи встаёт перед нами. Над ним крутиться мелкий вертолёт летающий вверх-вниз с завидным постоянством. А из жерла вулкана крутиться дым. Мы подходим к острову с задней стороны. В смысле с северо-запада. Как раз со стороны жерла вулкана. А нам надо в деревню на северо восточной части острова. Там мы должны встретить нашего гида и начать восхождение. Пока огибаем остров мы всю дорогу любуемся дымом струящимся из жерла вулкана и дикими чёрными скалами обрывающимися в голубую воду.

Стромболи

Из кратера идёт дым.

Всё время

А вот и деревня

11 часов дня, а луна всё еще видна

Вертолётик

Перед нами появился наш пункт назначения - деревня Стормболи. Из деревни тоже струиться дымок. Причём не слабый. Может тут тоже вулкан пробивается? Мы опять становимся на буй. Яша говорит что под вечер возможно начнётся волнение, а в таком случае буй держит намного лучше якоря. С якорем проблема, что пока сильно не дернет, непонятно держит он или нет. А буй хотя бы уже закреплён ко дну. Это в теории. Проблема только в том что если теоретически разницы между теорией и практикой нет, то практически... С другой стороны большого выбора тут нет.

Дым идёт не только из кратера

Место стоянки.
Итак мы опять ловим буй. Скоро мы станем профессионалами в этом деле. Хотя наверное нет. Первый буй который мы выловили, мы просто оторвали от каната. Сделали вид что это было специально - типа хотели трофей на память. Со вторым буем проблем не было. Может стоило назвать нашу яхту "Гроза буёв"? Или лучше "Буегроз". Страшно и загадочно.

Стоим мы довольно далеко от берега. Нам всем надо на берег, с кучей шмоток и фото-видео аппаратуры. На это потребуется минимум 3 ходоки. Двух, как на Вулкано,  явно не хватит. Сейчас ветра почти нет. Но если ночью поднимется ветер из моря то возвращаться на вёслах будет совсем херово. Так что вёсла отпадают. Будем реанимировать мотор. Лёше мотор довольно быстро подчинился. Он на месте произведён в звание моторист-Херон и будет нас перевозить. В первой лодки едем я, Лёша, Маша и Маринка. Лодка мчится к берегу без проблем. Возле берега выключаем мотор и затаскиваем его в лодку, чтоб не поломать винт об дно. Волнами нас подносит к берегу. И тут оказывается что у берега есть мини-прибой. Лодка ткнулась дном в песок. Мы начали выскакивать из неё и выносить вещи. Но пока поняли что к чему, лодку накрыло 3 волны. Накрыло - в смысле поверх бортов. Сами мы и вещи относительно сухие, а вот лодка ровно по борта залит водой. С водой её не сдвинуть и не перевернуть. Минуть 5 искали как выдернуть из днища пробку. Наконец то справились и вода начала сливаться. Ну и заливаться - от волн. Когда воды стало поменьше, мы кое как вытащили лодку повыше и волны перестали её доставать. Вода слилась и мы спустили лодку на воду. Пока она не касается дна она легко прыгает поверх волн и прибой ей не страшен. Проверили что пробку засунули нормально и пожелали Лёше хорошего пути.

Две оставшиеся ходки прошли менее экстремально. Лодку почти не заливало, так как все выпрыгивали одновременно и быстро. Самое главное что ценный груз в виде фото-видеотехники не пострадал. Теперь есть время и осмотреться. Берег чёрный пречёрный, как на Вулкано. Но на Вулкано он был совершенно песчаным. А тут полно мелкой гальки. По ней больно ходить босиком. Берег обалденно красив. Не знаю почему, но мне он нравиться намного больше чем чёрный берег Вулкано.

Берег Стромболи
Прямо над нами возвышается вулкан. На горах вулкана прилипла деревенька. Мелкая. В сезон население человек 800, в не сезон человек 300. На самом деле ни деревеньке ни нам вулкан не сильно страшен. Стромболи очень интересный вулкан. Сейчас он круглой формы и высотой около 900 метров. Когда то он был намного больше. Вдалеке, в море, видна скала с маяком на ней. Это Стромболичи. Остатки древнего жерла доисторического вулкана. То есть сейчас мы находимся на наружной части одной из стен древнего жерла. У сегодняшнего Стромболи 3 жерла. Все они находятся на одной стороне горы - северо-западной. Той, что была когда то внутренней. Эта сторона так же самая крутая. Наклон градусов так 45 или даже больше. Другие склоны сегодняшнего Стромболи намного более пологие. Сами же жерла находятся не на вершине, а метрах в 100-150 под вершиной. Так что все извергающиеся камни, и лава которая идёт иногда, идут прямо в море по северо-западному склону. А деревня живёт относительно спокойно Уже пару сотен лет. Но только относительно. Раз в десяток лет бывают и сильные извержения. Тогда здоровенные камни весом в пару тон долетают и до деревни. В любом случае безопаснее чем в Израиле :).

Стромболичи
Мы уходим с пляжа и идём по мелким улочкам в гору. На центральную площадь. По дороге везде висят грозные предупреждения что если цунами то бежать туда. В смысле наверх. По этим указателям мы и идём. Минут через 15 добрались до главной площади. Сейчас 12 часов дня. А встреча с гидом в 15:30. Так что у нас есть время погулять, посмотреть город и перекусить. Правда в городе почти всё закрыто. Сиеста.

В центре площади стоит как всегда церковь. Прикольная такая. Без всяких знаменитых Космати, Рембрандтов и Малевичей. Но с кучей витражей.

Тут же на площади какой то бар с забегаловкой. Правда еда там как то не внушает доверия. Но некоторые решили посидеть прямо там. А я, Ксеня, Микрат и Маринка пошли погулять по городу и посмотреть что еще интересного (съестного)  тут можно найти. Спустились немного вниз, по одной из (узких) улочек.

Нашли пару ресторанчиков, один из которых нам понравился. Решили вернуться и позвать всех. Но никто не захотел идти с нами. Даже Микрат с Ксеней остались там. А мы с Маринкой пошли в ресторанчик. Как оказалось нашли мы не парочку ресторанов а один, с двумя входами. Прошли на террасу - красота. Вид на крышы домов, море и нашу яхту.

Заказали себе две пиццы. Надо сказать что это была самая вкусная пицца которую я ел в Италии за эти две недели. Не подкачали и начинка и тесто. Мы с Маринкой почти умяли обе пиццы как подтянулись остальные. Оказалось еда в той забегаловке действительно не очень. Мы посоветовали самым годным заказать пиццу. Они попытались, но оказалось что пицца закончилась :). Вот такой вот удар судьбы. А мы ведь звали их с самого начала с нами. Посидели еще немного в ресторанчике и вернулись на главную площадь.

В 15:30 начали открываться офисы гидов расположенные вокруг площади. Нашли нашего гида. Он дал нам подписать какие то бумажки. Что мы в здравом уме и твёрдой памяти идём на активный вулкан. Раздал каски и проинспектировал ботинки. У кого не было нормальных горных ботинок он отправил брать на прокат. В принципе подъём на Стромболи до 400 метров разрешён всем. А вот выше только с гидом. Кто полезет без гида - штраф 500 евро. Так что проще заплатит гиду 28 евро и идти спокойно. Нашего гида зовут Марио. По его словам подъём и спуск это где то 9км. Ну и соответственно около 1км подъёма. Весь поход должен занят нам где то 5 часов. То есть никто никуда не бежит, скорость не быстрая. Кому будет тяжело, можно будет спуститься назад с 400 метров с помощником гида. Когда пройдём 400 метров, отделяться от группы будет нельзя. Если кто то не рассчитает свои силы, ему придётся ползти до конца.

В 16 с мелочью мы начинаем подъём. В нашей группе человек 20. Нас 10, и еще сборная солянки из туристов с разных стран света. Тропинка петляет по склону горы в зарослях бамбука и камыша. Под нами расстилаются виды деревни, моря и гор с разных ракурсов. Марио идёт совсем не торопясь. Он еще в самом начале выдал интересную мысль. Подъём на гору, да и вообще хождение пешком, это как йога. Дорога не враг, её надо понять и принят а не победить. Время от времени Марио делает остановки и рассказывает всякие факты. О Стормболичи видном внизу. О вертолёте, который оказывается завозит наверх сменные батареи для всякой аппаратуры которая установлена на горе. Лети кончилось и поэтому ко всем аппаратам ставятся батареи, в дополнение к солнечным.

Кладбище.
Под нами видно кладбище. Оно специально сделано внизу, чтоб проще трупы вниз стаскивать.
Неутомимый вертолёт

Итак мы поднялись до 400 метров над уровнем моря. Здесь проходит граница растительности. Выше только чёрный песок и чёрные камни. Марио опять спрашивает кто хочет повернуть назад. Это последний шанс. Дальше только вверх. А потом вниз. Марио указывает на склон покрытый мелким чёрным песком с уклоном градусов в 30  и говорит что спускаться надо будет здесь. Так что желательно чтоб ноги были не очень уставшими когда пойдём назад. Маша решает что ей это будет не по силам и решает повернуть назад. Лёша тоже пойдёт вниз. Миша начинает сомневаться вслух. Идти - не идти. Я много ходил по горам, эта гора фигня. Но ведь будет ночь, темно. А вдруг упаду. И это вулкан, это же опасно. Тем более ночью. В конце конце концов он таки решил идти вверх.

Подъём не всем дался легко.

Мы идём вверх по узкой извилистой тропинке. Над нами видны другие группы. Под нами тоже. Камни, небо, море. Красота. Постепенно темнеет.

Неожиданно слышен сильный взрыв и за скалой виден фонтан раскаленных камней. Марио останавливает всех и объясняет правила безопасности. Сейчас мы пойдём вперёд. Когда мы обогнём скалу, жерло вулкана появиться у нас перед глазами. Там тропинка повернёт вверх. Не надо стоять на повороте и фотографировать. Фотографировать будем позже. Жерло стреляет каждые 3-5 минут. Если во время движения оно выстрелит, никуда не бежать. Просто остановиться. Вверху мы увидим бетонные навесы. Это защита от камней. Мы идём к ним. Когда дойдём до них надо остановиться и одеть каски. Обычные взрывы в принципе туда не долетают. Но иногда, раз в пару лет, бывают очень сильные взрывы. Тогда из вулкана вылетают камни весом в пару тон. Вот этот, он показывает на камень почти в меня ростом, прилетел сюда 3 года назад. А в 2003 году, камень еще больших размеров прилетел в деревню и разрушил там пару домов. Если вдруг будет такой взрыв - а он очень громкий, его ни с чем не спутаешь - надо наклониться. Стать на колени и можно помолиться. Так как бежать нет смысла. Только надеяться.

Первый взгляд на извержение

Ну и что что попросили не фотографироваться. Ведь если нельзя но очень хочется то можно.
На этой оптимистичной ноте брифинг закончен и мы идём дальше. Доходим до бетонных штук, одеваем каски и выходим на край обрыва. Вулкан прямо под нами. С того момента как мы увидели кратер в первый раз прошло минут 15. По словам Марио, по правилам, ровно через час после того как мы увидели первый кратер мы должны пройти мимо третьего и покинуть вершину. Так что у нас есть минут 25 на фотографии. Зрелище под нами и вокруг нас просто неописуемое. Тёмное небо. Последние краски заката. Под нами красное жерло вулкана. Ниже, чёрный склон резко обрывающийся в море.  А в самом низу, на море, покачивается 4-5 яхт которые наблюдают извержение снизу. И каждые 5 минут из жерла вылетает столб огня и разлетается под нами в красный ковёр раскалённых камней. Этот ковёр медленно остывает, темнеет и опять наступает темнота и тишина. Каждый такой взрыв конечно же сопровождается соответствующими звуковыми эффектами. Сначала я просто стою и смотрю. Потом пытаюсь словить это великолепие на фотоаппарат. Потом на видео. Потом опять смотрю.

Камни под светом вспышки совсем белые. Почти прозрачные.

Наш гид ушёл на другую сторону гребня, где нет ветра и болтает о чём то с другими гидами. Они то это видели уже по 100 раз. А я не могу оторваться. Минут через 10  Мише, который стоит рядом со мной, становиться скучно. И он начинает жаловать как ему тут холодно на ветру и как гиду тепло там где нет ветра. На моё предложение спуститься вниз, за гребень, к гиду, он не реагирует и продолжает жаловаться как ему холодно и как наверняка гиду тепло. Я не очень понимаю в чём смысл так жаловаться. Холодно - уйди с ветра. Хочешь смотреть - значит нефиг жаловаться.

Через 25 минут Марио говорит что надо идти. С жалостью бросаю прощальный взгляд вниз и иду за ним.

Видео тоже есть.

Сначала мы идём гуськом по узкой тропинке по гребню. В какой то момент мы переваливаем за гребень и начинаем спускаться вниз. Минут через 5 Марио останавливается. Он предупреждает что впереди 20 минутный спуск по песчаному склону. Очень крутой. Останавливаться нельзя, слишком легко можно потерять равновесие и покатиться вниз. А пока есть время попить и освежиться. Минут через 5 начинаем спуск вниз. Идти очень легко. Немного перебираешь ногами и можно сказать скользишь вниз. Вокруг полная темнота. На небе кучи звёзд. На море видны фонарики яхт. А мы размерено спускаемся вниз. Кайф.

За световым кругом фонарика полная темнота.
До 400-метровой отметки спустились довольно быстро. Останавливаемся отдохнуть на том же месте где поднимались. После отдыха идём дальше, но не по той дороге где шли вверх. Та была с каменными ступеньками а эта мягкая, песчаная. Я иду сразу за гидом. За мной Миша и Маринка. Остальная группа чуть чуть отстала. Миша опять начинает жаловаться. А сколько времени нам еще идти. 10 минут? 20 минут? Может 15 минут? Почему гид идёт вниз и не ждёт всех. Может надо остановиться и подождать? Потом резко перескакивал на тему какой он крутой ходок по горам. А потом опять жалуется. Может нам осталось идти 20 минут? А может 10? Почему он идёт а не стоит? Я уже устал и хочу отдохнуть. А сколько времени осталось? И так без перерыва. Причём спрашивал он эти вопросы почему то всех вокруг но не мадриха. А так как тот по русски не говорит то и ответить не мог. Я уже не знал как ему намекнуть что намного приятнее наслаждать спуском а не жалеть себя непонятно зачем. Если тебе быстро - иди медленнее, если нормально - то зачем стонать. И в любом случае зачем портить спуск людям вокруг.

И вот мы внизу. Встречаем на площади Машу с Лёшей. Они хорошо провели время в пабе. Спускаемся к пляжу. Прибоя уже нет, так что добрались до яхты без проблем. Вода тёплая тёплая а мы потные и грязные. Значит надо купаться. А так как темно и  смысла мочить одежду на ночь нет, то все купаются(те кто купается) голышом. Сначала девочки а потом мальчики. На этот раз плавал не только я. Должен сказать что плавать голышом это ни с чем несравнимый кайф. Жалко что редко удаётся.

После купания сидим и пьём вино/пиво. Обмениваемся впечатлениями. Яша предлагает встать завтра в 5 утра и поплыть на другую сторону острова чтоб посмотреть извержение утром с моря. Я и Микрат сразу соглашаемся. Двух добровольцев хватит чтоб сняться с буйка. Проходит еще пол часа. Почти все уже пошли спать. Неожиданно замечаем что каждые 4-5 минуты небо разрезают молнии. Но грома не слышно, значит молнии далеко. Непонятно какая погода будет завтра. Но в любом случае надо идти спать. Завтра будет завтра а сегодня был великолепный день.