суббота, 30 июля 2011 г.

Пещерa Харитон

Вчера я побывал в пещере Харитон. Пещера Харитон находиться возле поселения Ткоа, за зелёной чертой. Это самая большая карстовая (читай - созданная водой) пещера в Израиле и вторая по размеру пещера в Израиле, после пещеры Сдом.

В шиши утром я встретил народ на перекрёстке ХаЭла, а оттуда колонной мы поехали в Ткоа. В Ткоа мы попали без проблем. Внутри Ткоа мы немного попутали. Но в конце концов наш проводник, Натан, вывез нас на какую то улицу и сказал - начинаем отсюда. По быстрому собрались и пошли вниз, в русло реки Ткоа. Как оказалось, Натан немного ошибся с началом маршрута. Вместо того чтоб пройти от "правильной" стоянки метров 700 по чёрному маршруту и попасть в пещеру, нам пришлось спускаться в лоб. Что в принципе оказалось только плюсом. Виды на каньон Ткоа сверху просто захватывающие

Река Ткоа

Медленно но верно мы продвигаемся вперёд
Мы спускаемся всё ниже и ниже, прорываясь через заросли колючек и груды камней. И вот мы уже почти у цели.
Нет, это не цель
По дороге мы видим остатки развалин то ли древнего Ткоа то ли еще чего. Наконец перед нами вход в пещеру.
А вот это уже цель - вход в пещеру Харитон.
Главный вход в пещеру Харитон отмечен двумя здоровенными камнями которые называются Лухот ХаБрит. Я должен сказать что Моше был здоровым чуваком если он смог спуститься  с горы держа эти две скрижали в руках. Похоже мы немного обмельчали с тех пор.

Пещера Харитон состоит из 55 залов(плюс/минус) находящихся на 4-ёх ярусах соединённых между собой лабиринтом ходов. Общая протяжённость ходов более 4 километров, а самый длинный ход тянется от входа вглубь на 400 метров. Есть где разгуляться. Хотя конечно разгуляться это сильно сказано. В залах конечно можно стоять, но переходы между залами часто довольно узкие. Приходиться ползти, и не только на коленях, а даже ползком.

Мы входим внутри. К сожалению многие фотки сделанные без вспышки оказались слишком тёмными, а со вспышкой - слишком засвеченными. На них теряется большинство очарования пещеры.

Дырка в потолке одного из залов
Ход уходящий неизвестно куда
Пол утоптанный множеством путешественников.
Как оказалось часть пещеры довольно облагороженная. В опасных местах вбиты скобы и лестницы. На стенах висят светоотражающие стрелки указывающие на направление вглубь(белые) и на выход (жёлтые). А в проходах где надо ползти, в стены вбиты шарики из стекла, которые тоже отражают свет. То есть если идти по разметке, то всё довольно просто.

Но нам разметки было мало и мы полезли по боковым ходам, искать 14-й зал. После небольшого шкуродёра мы оказались перед колодцем который шёл вверх метра на 4-5. Мы поднялись по нему вверх и оказались в новом проходе. После небольшого ориентирования на местности, заключавшегося в поиске зала с номером, мы поняли что оказались совсем не в той части пещеры где собирались. Но главное что мы нашли себя на карте и смогли сориентироваться.

Ползание по проходам между залами это обалденная хавая которую сложно передать словами.
Но по лицу Натана видно что ему нравиться
А вот Нина задумалась о чём то.

Во все стороны разбегаются загадочные туннели
А потолок покрыт странными узорами.
Как я и сказал, в залах можно стоять
Мы сидим в 22-ом зале, сюда мы еще вернёмся.
Паша, Марина, Нина, а на заднем плане Натан
А эта фотография Нины получилась по моему просто обалденно.
После небольшого отдыха мы опять двинулись в путь, ползком по туннелям. Сначала мы вернулись в 9-ый зал. Тут Натан решил привязать нить Ариадны, чтоб больше не искушать судьбу. А потом мы полезли опять в сторону 14-ого зала. По дороге нас ждал очень прикольный пролаз. Дырка в скале была очень маленькой. Пролезть в неё можно было только если лечь на спину, просунуть в неё обе руки и медленно толкать себя движениями плеч и ног. В момент прохождения груди через дырку, ощущения очень похоже на те которые чувствуешь когда подныриваешь в подводную комнату Эйн-Тамира в первый раз. Мне очень понравилось. Ну а для "мевурахей нефах", эту дырку можно было обойти по параллельному туннелю. Чуть дальше шкуродёр чуть раздвинулся.
Где то вот так
То есть почти можно стоять. Некоторым.
По лицу Натана сразу видно что ему это в кайф.
А я решил немного прилечь, подумать.
Через метров 10-15 мы опять волшебным образом оказались возле колодца из которого мы раньше уже вылезали. Но теперь мы перелезли на другую его сторону. С той стороны у нас было очень важное дело.
Обед.
После обеда, ребята еще остались в пещере, искать зал с подземным озером. А мне к сожалению пришлось ползти к выходу, так как у меня были планы на вечер. До выхода я дополз по нити Ариадны довольно быстро. Должен заметить что когда ползёшь один, лазы и залы выглядят намного более интересно.

В общем, день был очень интересным.

ПС: как выяснилось по пути назад, самым простым способом добраться до пещеры было бы ехать в Ткоа по указателям на лошадиную ферму. А от фермы идёт дорога вниз, к небольшой парковке, откуда начинается чёрный маршрут. Метров 700 по чёрному маршруту, метров 100 по бесцветному и пещера перед тобой.

1. хорошо что ты не написал "пришлось ИДТИ назад" )
    Озеро в пещере увы высохло, но мы нашли чудесный лабиринт. Через несколько месяцев мы хотим снова туда же, искать не открытые комнаты. Присоединяйся)